Вторник, 07.05.2024, 16:11
Приветствую Вас, Гость
В новой международной обстановке усилилась борьба народов французской колониальной империи. За семь лет военных действий во Вьетнаме Франция потеряла только убитыми более 90 тыс. солдат и офицеров.Весной 1954 года французские войска попали в окружение в районе Дьенбьенфу и потерпели тяжелое поражение. После этого президент республики Ориоль предложил Мендес-Франсу сформировать очередное правительство.
 
Придя к власти, Мендес-Франс немедленно вступил в переговоры с правительством Демократической Республики Вьетнам (ДРВ). В июле 1954 г. В Женеве на совещании министров иностранных дел СССР, Великобритании, США, Китая и Франции при участии представителей ДРВ, Южного Вьетнама, Лаоса и Камбоджи правительство Мендес-Франса подписало соглашение о прекращении войны в Индокитае. По Женевским соглашениям военные действия во Вьетнаме, Лаосе и Камбодже прекращались. Французское правительство обязывалось вывести свои войска с территории этих стран, соблюдать их суверенитет и территориальную целостность. Войска ДРВ должны были сосредоточиться к северу от 17-й параллели, а войска поддерживаемого Францией правительства Бао-Дая -- к югу от нее. Демаркационная линия должна была носить временный характер, так как на всей территории Вьетнама, а также Лаоса и Камбоджи предполагалось провести всеобщие свободные выборы. Запрещалось создание на территории Индокитая иностранных военных баз и участие стран Индокитая в каких-либо военных союзах. В дальнейшем всеобщие выборы во Вьетнаме не состоялись, и демаркационная линия надолго превратилась в политическую границу между ДРВ и Республикой Вьетнам (Южный Вьетнам). Хотя Женевские соглашения не были полностью выполнены, они положили конец колониальной войне в Индокитае и способствовали достижению независимости странами Индокитайского полуострова.
 
Но Франция не могла жить без войны, и 1 ноября все того же 1954 года началась колониальная война в Алжире, которая продолжалась почти восемь лет. Эта война год за годом уносила тысячи жизней, расходы на нее в 4 раза превысили расходы на войну в Индокитае, а победа оставалась недосягаемой.
 
Французская армия с генералами Саланом и Массю вела войну с крайней жестокостью, прибегая к пыткам и массовым убийствам мирных жителей арабских поселков. А осенью 1956 года, когда Египет объявил о национализации расположенного на его территории Суэцкого канала, Франция вместе с Англией и Израилем приняла участие в нападении на Египет. 29 октября израильская армия по предварительной секретной договоренности с англичанами и французами начала наступление на Египет. 3 ноября 1956 г. англо-французские войска подвергли бомбардировке главные города Египта и заняли город Порт-Саид, расположенный у входа в Суэцкий канал.
 
Действия Англии, Франции и Израиля осудили многие государства. Советское правительство даже обратилось в ООН и к президенту США с предложением "пойти на применение силы", включая ракетно-ядерное оружие, чтобы "сокрушить агрессоров и восстановить мир на Востоке". США тоже выступили против Англии, Франции и Израиля, которые были вынуждены вывести свои войска с территории Египта. Суэцкая экспедиция завершилась полным крахом.
 
Война в Алжире и провал Суэцкой экспедиции привели Францию к беспорядкам в политической жизни страны. Населению надоели постоянные политические кризисы и "парламентская чехарда". Оно не доверяло государственным учреждениям и политическим партиям Четвертой республики и хотело "сильной власти", способной покончить с войной в Алжире и навести порядок в стране. И таким человеком "сильной власти" в 1958 году стал де Голль. После возглавления им правительства, Национальное собрание разошлось на каникулы и более не собиралось. Четвертая республика перестала существовать.
 
Де Голль предложил вариант новой Конституции, в котором парламентская республика заменялась президентской, хотя парламент и оставался. Но его полномочия сужались. 4 октября 1958 года новая Конституция вступила в силу. Во Франции установился политический режим, получивший наименование Пятой республики.
 
А в декабре 1958 г. состоялись выборы президента Республики. Победу одержал де Голль, которому только что исполнилось 68 лет. Он назначил премьер-министром одного из руководителей "Союза в защиту новой Республики" (ЮНР), Мишеля Дебре. В правительство вошли "независимые", члены МРП и один радикал, но преобладали в нем члены ЮНР. Теперь в руках голлистов оказались все высшие органы власти: пост президента, правительство, Национальное собрание. Им не удалось овладеть лишь Сенатом. На выборах, проходивших в апреле 1959 г., сенаторами были избраны несколько коммунистов во главе с Ж.Дюкло, Ф.Миттеран, некоторые социалисты и радикалы.
 
Одной из особенностей правительства де Голля -- Дебре было прямое участие в нем представителей крупного капитала. Почти все министры имели деловые или семейные связи с банками или промышленными группами. Премьер-министр Дебре являлся членом правления нескольких крупных фирм и был близок к семье де Ванделей. Министр иностранных дел М.Кув де Мюрвиль состоял в правлении банка "Парижский союз -- Мирабо", министром финансов был управляющий Французским банком В.Баумгартнер, а затем -- В.Жискар д'Эстен, женатый на внучке Шнейдера и через отца связанный с Индокитайским банком. Начальником личного секретариата де Голля стал Ж.Помпиду, в прошлом -- генеральный директор банка Ротшильда.
 
Общее руководство деятельностью правительства осуществлял президент. Он же принимал все основные решения. Нестабильность правительств осталась в прошлом. Правительство Дебре управляло страной более трех лет, сменившее его правительство Жоржа Помпиду -- более шести лет (абсолютный рекорд для Франции ХХ в.). Противники де Голля обвиняли его в стремлении к личной диктатуре и называли созданную им систему правления "режимом личной власти".
 
Одной из первых акций президента Франции стал взрыв, в феврале 1960 г., на одном из французских военных полигонов в Сахаре, атомной бомбы. Таким образом Франция вошла в "клуб атомных держав" наряду с США, СССР и Великобританией.
 
Стремясь к усилению военной мощи Франции, де Голль тем не менее понимал необходимость разрядки международной напряженности. Весной 1960 г. по его инициативе состоялся первый визит главы советского правительства Н.С.Хрущева во Францию, в ходе которого СССР и Франция подписали соглашение о готовности решать все неурегулированные вопросы "не путем применения силы, а мирными средствами". Также были заключены договоры о торговых и научных сотрудничествах.
 
Схожий договор в январе 1963 года был подписан Францией с ФРГ.
 
Очень большое внимание в то время правительство уделяло развитию культуры. Поддерживалось модернистское искусство, строились музеи, библиотеки, дама молодежи и культуры, реставрировались исторические памятники. Шедевры французской архитектуры -- Лувр, собор Парижской Богоматери, Дворец Правосудия, Триумфальная арка -- вновь обрели свой первозданный белых цвет.
 
Расцвет переживал и французский кинематограф. Мировое признание завоевали так называемые режиссеры "новой волны" -- Франсуа Трюффо, Клод Шаброль, Жан-Люк Годар и др.
 
А научно-техническая революция вообще развивалась с фантастической скоростью. Ядерная энергетика, создание электростанций, начало космических исследований, совершенствование ЭВМ, электроника, автоматика, химия, физика, биология, промышленное производство (металлообрабатывающая, нефтеперерабатывающая, авиационная, автомобилестроительная отрасли) -- и это далеко не полный перечень успешных направлений того времени.
 
Невиданный размах приобрело строительство. С 1945 по 1975 г. было построено 9 млн кв.м жилья, жилищный фонд увеличился вдвое. В Париже начали возводить огромные небоскребы из бетона, стекла и металла. На западной окраине столицы, в районе площади Дефанс, построили около 30 разноцветных небоскребов высотой более 100 м, где разместились конторы банков и крупных предприятий. В центре Парижа воздвигли "Башню Монпарнас" высотой 220 м. Большую известность приобрели и другие творения современных архитекторов: здания ЮНЕСКО и Радио Телевидения, парижские аэровокзалы Орли и Руасси (аэропорт "Шарль де Голль").
 
Существенно изменилась структура потребления. Благодаря конвейерному производству и продаже в кредит автомобили, холодильники, телевизоры, стиральные машины стали товарами широкого потребления.
 
Старалось не отстать от промышленности и сельское хозяйство. Ведущую роль в сельскохозяйственном производстве играли крупные фирмы, которые специализировались на массовом производстве зерна, мяса, молока, сахарной свеклы и широко применяли наемный труд. Положение же мелких, "семейных фирм", составлявших почти 90% всех хозяйств, оставалось трудным. Многие хозяйства были нерентабельны. Часто крестьяне искали работу в городе. Ежегодно деревню покидало около 150 тыс. человек.
 
Быстрый экономический рост повлек за собой существенные изменения в численности и структуре населения. Рождаемость оставалась высокой, а смертность постоянно уменьшалась. С 1958 по 1968 гг. количество населения Франции увеличилось на 5,5 млн человек, достигнув 50 млн. А вот численность сельского населения при этом уменьшилась почти в 2 раза. Но все равно, в общем, материальное положение трудящихся улучшалось.
 
Одним из важнейших аспектов истории Франции в 60-е гг. был распад французской колониальной империи.
 
С 1 октября 1958 года независимой страной становится Гвинея. 1 января 1960 г. получил независимость Камерун, официально считавшийся подмандатной территорией Франции. Следом за ним -- подмандатная территория Того и другие государства, ранее входившие в состав Французской Экваториальной и Французской Западной Африки. Всего в течение 1960 года, названного "годом Африки", получили независимость 14 бывших французских колоний "черного континента". На их месте образовались самостоятельные государства: Чад, Убанги-Шари (ныне -- Центрально-Африканская Республика), Конго, Габон, Дагомея (ныне -- Бенин), Нигер, Берег Слоновой Кости (Кот-д'Ивуар), Верхняя Вольта (ныне -- Буркина Фасо), Малагасийская Республика (на Мадагаскаре), Судан (ныне -- Мали), Сенегал, Мавритания. В 1960-1963 гг. почти все они заключили с Францией соглашения о военной, экономической и технической помощи.
 
Только в Алжире все еще шла война. Многие французские и алжирские военные ратовали за продолжение военных действий, за что получили название ультраколонистов. А многие политики и часть крупной буржуазии склонялись к миру. На сторону последних встал и президент де Голль. На пресс-конференции 16 сентября 1959 г. он впервые публично заявил, что Алжир имеет право на самоопределение. Ультраколонисты поднимали мятежи в январе 1960 года и в апреле 1961. Но оба мятежа были подавлены французским правительством, после чего, 18 марта 1962 года, после Эвианских соглашений, Алжир получил независимость. Французская армия потеряла в войне с Алжиром около 25 тыс. человек убитыми, Алжир же -- более 1 млн.
 
Независимость Алжира означала конец колониальной империи. Под властью Франции сохранились только остатки ее прежних владений: Французское Сомали (с 1977 г. -- независимая Республика Джибути) в Африке, Французская Гвиана в Латинской Америке, несколько островов в Атлантическом, Индийском и Тихом океанах. Французская колониальная империя распалась.
 
После подписания Эвианских соглашений ушел в отставку премьер-министр Дебре, сомневавшийся в правильности алжирской политики де Голля. Его сменил начальник личной канцелярии президента Жорж Помпиду, который играл важную роль во время переговоров с представителями Алжира.
 
Избавившись от груза войны в Алжире, правительство де Голля могло проводить более активную внешнюю политику. В мае 1962 г., продолжая поддерживать идею объединения стран Западной Европы, оно отвергло планы создания "наднациональной Европы", т.е. федеративного или даже единого западноевропейского государства по образцу США.
 
Правительство де Голля высказалось против приема в "Общий рынок" Великобритании, которая дважды -- в 1961 и 1967 гг. -- обращалась с соответствующей просьбой. Де Голль считал, что Великобритания слишком тесно связана с США и может стать их "троянским конем" в Европе.
 
Желая обеспечить полную самостоятельность Франции на международной арене, правительство де Голля в 1966 г. приняло решение о выходе из военной организации НАТО. А, когда в 1964 г. США начали военную интервенцию в Индокитае, де Голль решительно осудил их действия. Оставаясь членом СЕАТО, Франция с 1965 г. фактически перестала участвовать в ее работе.
 
В 60-е гг. значительно активизировались отношения Франции с Советским Союзом и другими социалистическими государствами. В 1964 г. -- раньше других крупных капиталистических государств -- Франция признала Китайскую Народную Республику. В 1967 г. -- Франция присоединилась к резолюции Совета Безопасности ООН, требовавшей вывода израильских войн с оккупированных территорий арабских государств.
 
Но с другой стороны Франция отказалась участвовать в работе международной конференции по разоружению, не присоединилась к Договору о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космосе и под водой (1963), не подписала договоры о мирном использовании космического пространства (1967) и о нераспространении ядерного оружия (открыт для подписания с 1968 г.).
 
Такая политика де Голля вызвала противодействие со стороны различных политических сил. Сначала против него выступала только Коммунистическая партия и небольшая Автономная социалистическая партия (переименованная в 1960 г. в Объединенную социалистическую партию), но вскоре число его противников увеличилось. Столкнувшись с растущим противодействием оппозиции и опасаясь утратить парламентское большинство, де Голль решил отстранить парламентариев от участия в выборах президента, которые должны были состояться в 1965 г. После покушения, организованного ультраколонистами в августе 1962 года, когда де Голль чудом избежал гибели (в его машине было больше 150 отверстий от пуль), он объявил, что намерен изменить Конституцию так, чтобы впредь выбирать президента прямым всеобщим голосованием.
 
Выборы президента, впервые осуществлявшиеся прямым всеобщим голосованием, принесли победу де Голлю, который во втором туре голосований обошел Миттерана, получив 55% голосов избирателей. А Миттеран выдвинулся на авансцену политической жизни страны как лидер оппозиции левых сил. После чего оппозиция усиленными темпами начала приобретать популярность у населения. Левые партии объединялись, число их членов увеличивалось. В то же время де Голль начал сдавать позиции на политической арене. Старшего поколения, которое помнило заслуги де Голля в годы войны, становилось все меньше, а молодежь, для которой война казалась далеким прошлым, хотела перемен. ("Для всех, кто моложе тридцати лет, призыв 18 июня, борьба "Свободной Франции" и освобождение не более актуальны, чем война 1914 года", -- говорил Помпиду.)
 
Голлизм перестал удовлетворять и значительную часть буржуазии, которая тяготилась "дирижистскими" методами управления экономикой и хотела ограничить государственное вмешательство в дела предприятий. Буржуазные противники де Голля подвергли критике все основные идеи голлизма. Идею величия Франции они отвергали как не соответствовавшую реальным возможностям страны. Концепцию "сильного государства" и методы государственного управления экономикой осуждали во имя принципов либерализма. Мысль об участии трудящихся в управлении предприятиями расценивалась как опасная утопия, близкая к социализму. Ослабление влияния голлизма наглядно проявилось на выборах в Национальное собрание в марте 1967 г., на которых оппозиция добилась серьезных успехов.
 
Характерной чертой общественно-политической обстановки 60-х гг. стала молодежная контркультура, отразившая недовольство студенчества и вообще молодежи "обществом потребления". Появившись в США и Англии в конце 50-х гг., она после окончания войны в Алжире быстро распространялась во Франции. Молодежь критиковала священные для ее отцов ценности: "общество", "родину", "семью", "защиту отечества", проповедовала свободу сексуальных отношений. Молодые люди отказывались носить пиджаки и галстуки, отпускали длинные волосы, отращивали бороды. В моду вошли потертые и рваные джинсы, мини-юбки и женские купальники "топ-лесс" ("без верха").
 
Важнейшей составной частью молодежной культуры стала рок-музыка, возникшая в Великобритании и США. Рок-музыканты прибегали к усилителям звука, электрогитарам и другим электронным инструментам, соединяли музыку, пение, танец, акробатические номера, придавая им крайне экспрессивную форму, широко использовали шумовые и световые эффекты, экстравагантные сценические костюмы. Концерты французских звезд рок-музыки -- Джонни Холлидея, Сильвии Вартан и других, воспринимавшиеся как вызов существующим порядкам, собирали огромные толпы молодежи и нередко сопровождались потасовками.
 
Летом 1968 г. во Франции произошли крупные социальные потрясения, началом которым положили волнения студентов. Студентов не удовлетворяла старая система французского высшего образования, сложившаяся еще при Наполеоне I. Дело дошло до столкновения с полицией. 3 мая 1968 г. полицейские били студентов дубинками, топтали упавших ногами, волокли за волосы в полицейские фургоны, применяли слезоточивый газ. В ночь на 4 мая было ранено 367 человек и 460 арестовано. Студентов поддержала Коммунистическая партия и другие левые группировки. 13 мая на демонстрацию в Париже вышло около 600 тыс. человек. Они несли плакаты с надписями "Прощай, де Голль!"
 
Студенческие волнения переросли во всеобщую стачку. Через несколько дней число бастующих достигло 10 млн. Большинство предприятий и банков прекратили работу. К столице были подтянуты воинские части, по кольцевой автодороге Парижа демонстративно двигались танки. Массы населения, опасавшиеся гражданской войны, напуганные эксцессами гошистов и длительной забастовкой, сопровождавшейся занятием предприятий, поддержали де Голля. Забастовочное движение стало ослабевать и к середине июня в основном прекратилось.
 
После событий 1968 года де Голль подготовил новый законопроект о новом районировании, реформе Сената и местных органов самоуправления. Референдум по его принятию состоялся 27 апреля 1969 г. и впервые в истории Франции принес поражение подготовившему его правительству: 53,2% избирателей проголосовало за отклонение правительственного законопроекта. После этого де Голль немедленно сложил с себя полномочия президента.
 
А в ноябре 1970 г., не дожив 13 дней до своего 80-летия, Шарль де Голль скончался. Проводить его в последний путь приехали представители 84 государств. В память о нем состоялось специальное заседание Генеральной Ассамблеи ООН. В соответствии с волей покойного, не желавшего никаких торжественных церемоний, он был похоронен на скромном сельском кладбище в своем имении Коломбе-ле-дез-Эглиз. С отставкой президента де Голля завершился первый этап истории Пятой республики. Начался новый этап, известный под названием постголлизма.
 
Следующим президентом Франции стал Жорж Помпиду.
 
Как и де Голль, Помпиду уделял большое внимание развитию франко-советских отношений. В 1970-1974 гг. он пять раз встречался с руководителями СССР. Правительство Помпиду первым из правительств крупных капиталистических государств поддержало выдвинутую Советским Союзом идею проведения Общеевропейского совещания по вопросам безопасности и сотрудничества, которое летом 1973 г. начало работу в столице Финляндии Хельсинки. Одновременно Франция стремилась улучшить отношения и с США, однако в НАТО она не вернулась. Французское правительство высказалось за вывод американских войск из Индокитая и осудило налеты американской авиации на ДРВ. Во многом благодаря Франции в январе 1973 г. завершилось подписание соглашения о восстановлении мира во Вьетнаме. В апреле 1972 г. Референдум поддержал законопроект Помпиду о вступлении Англии и связанных с ней стран (Дании, Ирландии, Норвегии) в "Общий рынок". 1 января 1973 года Англия, Дания и Ирландия (Норвегия отказалась вступать) стали членами ЕЭС. С другой стороны французские ядерные силы вышли по мощности на третье место в мире, после США и СССР.
 
Но Помпиду находился у власти недолго. В апреле 1974 года он неожиданно скончался. На состоявшихся выборах нового президента в первом туре голосования победил Миттеран (43,3%); на втором месте был Жискар д'Эстен (32,9%). Во втором туре с минимальным преимуществом чуть более 1% победил Жискар д'Эстен. Важнейший пост государства, ранее принадлежавший лидера голлизма, перешел к "независимым республиканцам". Новый президент Франции стал тогда одним из самых молодых лидеров европейских государств. В 1974 году ему исполнилось 48 лет.
 
Правительство, сформированное Жискар д'Эстеном после выборов, возглавил новый лидер послевоенного поколения голлистов -- Жак Ширак.
 
Став президентом, Жискар д'Эстен постарался создать образ близкого к народу человека. Он появлялся на торжественных приемах в демократическом пиджаке (а не во фраке), сам водил машину, демонстрировал перед журналистами игру на аккордеоне, посещал дома рядовых французов (в сопровождении теле- и фоторепортеров), одновременно являясь владельцем четырех старинных замков и почти 500 гектаров земли.
 
Главные задачи внешней политики остались прежними: невозвращение в НАТО, политическое объединение стран Западной Европы и сотрудничество с США и СССР. В декабре 1974 г. в замке Рамбуйе близ Парижа состоялась первая рабочая встреча президента Жискар д'Эстена с Л.И.Брежневым. Франция и СССР согласовали свои позиции по вопросам Ближнего Востока, Индокитая, Кипра и высказались за созыв всемирной конференции по разоружению.
 
Летом 1975 г. Жискар д'Эстен от имени Франции подписал Заключительный акт Совещания 35 государств в Хельсинки. Участники совещания обязались руководствоваться принципами неприменения силы, нерушимости границ, мирного урегулирования споров, невмешательства во внутренние дела, уважения прав человека. Франция присоединилась к Договору о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космосе и под водой, но продолжала подземные испытания на островах Тихого океана.
 
Осенью 1975 г. в Москве состоялись переговоры Жискар д'Эстена с советскими руководителями, завершившиеся подписанием Декларации о дальнейшем развитии дружбы и сотрудничества между СССР и Францией. В 1977-1979 гг. Жискар д'Эстен еще два раза встречался с советскими руководителями.
 
А тем временем международная обстановка стала осложняться. Во второй половине 70-х гг. СССР начал заменять свои ракеты средней дальности на новые, гораздо более мощные и маневренные ракетные установки, получившие в западной прессе название СС-20. Вместо одного ядерного заряда каждая из них несла три, и, таким образом, при сохранении прежней численности ракетных установок количество находившихся на них ядерных боезарядов увеличивалось в 3 раза. Сложившийся ранее баланс сил был нарушен в пользу СССР. В ответ страны НАТО приняли решение о "довооружении", разместив американские крылатые ракеты "Томагавк" на территории ФРГ, в непосредственной близости от границ социалистических государств. После этого Советский Союз по соглашению с правительствами ГДР и Чехословакии решил установить свои ракеты на территории этих государств.
 
Еще более резкое обострение междунаро дной обстановки вызвали действия СССР в Афганистане. В декабре 1979 г. советское руководство, вмешавшись в гражданскую войну в этой стране, организовало убийство ее президента Х.Амина, ввело в Афганистан свои войска и поставило у власти просоветски настроенных руководителей Народно-демократической (Коммунистической) партии Афганистана. Советские войска развернули военные действия против противников нового режима. Началась война в Афганистане, продолжавшаяся девять лет. Президент Жискар д'Эстен -- единственный из руководителей крупных капиталистических государств -- в мае 1980 г. встретился с Брежневым, чтобы добиться вывода советских войск из Афганистана, но не имел успеха.
 
К середине 70-х гг. Франция, как и многие другие индустриальные страны, вступила в полосу кризиса, охватившего все стороны жизни общества. Его первым симптомом был "нефтяной шок". В декабре 1973 г. арабские страны -- главные экспортеры нефти -- увеличили цены на нефть, которые не менялись почти 70 лет, сразу в 4 раза. В 1979 году последовал второй "нефтяной шок" -- цены выросли еще в 2 раза. А к 1981 г. они выросли еще в 1,5 раза. Все это вызвало во Франции дефицит, а соответственно -- инфляцию. "Тридцать славных лет" закончились. Резко увеличилось количество безработных, стремительно росла преступность. По количеству совершенных преступлений Париж обогнал такие города как Лондон, Нью-Йорк, Чикаго.
 
В обстановке кризиса и в преддверии очередных парламентских выборов 1978 г. происходила перестройка политических партий.
 
В декабре 1976 г. на Чрезвычайном съезде было принято решение создать новую партию -- "Объединение в поддержку Республики" (ОПР). Председателем ОПР стал лидер молодого поколения голлистов Жак Ширак. Жискар д'Эстен в ответ возглавил "Союз за французскую демократию" (СФД). Глубокое обновление переживала и возглавленная Миттераном Социалистическая партия.
 
В мае 1981 года, в связи с истечением срока полномочий Жискар д'Эстена, были проведены очередные выборы президента Республики. Основными считались 4 кандидата: Миттеран, Ширак, Жискар д'Эстен и Марше (Коммунистическая партия). Как и на предыдущих подобных выборах во второй тур прошли Жискар д'Эстен и Миттеран.
 
Во втором туре Миттерана поддержали коммунисты, потому что они не хотели, чтобы у власти оставался Жискар д'Эстен. И благодаря этому президентом Пятой республики впервые в ее истории стал социалист (Франсуа Миттеран, 65 лет).
 
Правда, застой в социалистических странах и совершенные там преступления дискредитировали идеи социализма и коммунизма. Опубликованная во Франции в 1974 г. массовым тиражом книга А.И.Солженицына "Архипелаг ГУЛАГ", разоблачавшая сталинские репрессии и тоталитарный характер советского режима, произвела сильное впечатление на французскую общественность, особенно на левую интеллигенцию, которая долго поддерживала компартию, а теперь отвернулась от нее. Падение в 1979 г. коммунистического режима "красных кхмеров" в Камбодже и ставшие известными факты истребления почти миллиона жителей этой небольшой страны еще более дискредитировали коммунистов. Тем не менее в 1981 г., после 34-летнего перерыва, коммунисты вновь вошли в правительство, заняв 4 министерских поста из 44.
 
При Миттеране во Франции была отменена смертная казнь. При содействии Франции в ЕЭС были приняты Греция, Испания и Португалия. В 1985 году Францию посетил М.С.Горбачев, а Советский Союз посещали в 1986 г. -- Ф.Миттеран, а в 1987 г. -- премьер-министр Франции Ж.Ширак.
 
Весной 1988 г. состоялись новые выборы президента Республики. Президент Миттеран вел избирательную кампанию не как лидер партии, а как представитель всей нации. "Единая Франция!" -- таким был его лозунг. Главные соперники Миттерана -- Ширак и Барр строили свои предвыборные выступления на критике социализма и "дирижизма". Во второй тур прошли Миттеран и Ширак. Коммунисты снова голосовали за Миттерана, и он победил. Правда, сама Компартия получила на этих выборах наихудший результат за всю ее историю, превратившись во второстепенную политическую силу.
 
В ноябре 1988 г. Миттеран посетил Советский Союз, а в июле 1989 г. Состоялся визит во Францию Горбачева. Международная обстановка 80-90-х гг. во многом определялась событиями, происходившими в Советском Союзе и России. Во второй половине 80- гг. М.С.Горбачев начал проводить политику "перестройки" советского общества и государства, итогом которой стало окончание "холодной войны", падение коммунистических режимов в странах Европы и распад СССР.
 
СССР вывел войска из Афганистана и договорился с правительством США о взаимной ликвидации ракет средней и малой дальности, в том числе ракет СС-20. СССР резко сократил свои вооруженные силы. В 1989-1990 гг. произошло объединение Германии. В октябре 1990 г. был подписан Договор о согласии и сотрудничестве между СССР и Французской Республикой сроком на 10 лет. После распада СССР его обязательства по франко-советскому договору взяла на себя Россия. А в феврале 1992 г. во время первого официального визита Президента Российской Федерации Б.Н.Ельцина во Францию был подписан Договор, который повторил содержание и основные формулировки Договора 1990 г. В 1996 г. Франция предоставила России кредит, а Россия согласилась выплатить компенсацию в размере 400 млн долл. французским держателям займов царской России, аннулированных советским правительством в 1918 г.
 
19 июня 1990 г. в городе Шенген (Люксембург) Франция, Германия и страны Бенилюкса, к которым позже присоединились и другие члены "Общего рынка", подписали Шенгенские соглашения, согласно которым, начиная с 1995 г., граждане этих государств могут ездить друг к другу без виз и таможенного контроля.
 
По инициативе Франции и Германии 12 стран "Общего рынка", собравшиеся на совещание в голландском городе Маастрихт 9-10 декабря 1991 г., пришли к соглашению о политическом, экономическом и валютном Европейском союзе. Они согласились ввести в своих странах единое европейское гражданство и единую денежную единицу -- евро (с 1 января 1999 г.). Каждая страна сохраняет свое правительство, но одновременно действуют наднациональные руководящие органы Европейского союза -- Европейский парламент, Европейский совет министров, Европейский суд, Европейский банк и Счетная палата. Фактически вместо "общеевропейского дома" возникла конфедерация стран Западной Европы.
 
Маастрихтский договор, официально подписанный французским правительством 7 февраля 1992 г., вызвал бурную реакцию в стране. Многие утверждали, что договор наносит ущерб суверенитету и независимости Франции и потому должен быть отвергнут. 20 сентября 1992 г. правительство вынесло вопрос о Маастрихтском договоре на референдум. Договор был одобрен незначительным большинством избирателей, с перевесом менее чем в 1%. После этого договор был ратифицирован Национальным собранием и 1 января 1993 г. вступил в силу. В 1994 г. к Маастрихтскому договору присоединились еще три государства -- Австрия, Финляндия, Швеция. В общей сложности в Европейский союз вошло 15 государств.
 
Минимальный перевес, достигнутый сторонниками Маастрихтского договора на референдуме 1992 г., показал, что французское общество расколото. Энтузиазм, с которым большинство избирателей в 1988 г. голосовало за социалистов и другие левые партии, исчез. Правительство не сумело добиться перелома в экономике, существенно поднять уровень жизни населения, уменьшить безработицу. К началу 1993 г. численность безработных впервые превысила 3 млн человек.
 
Чтобы остановить падение популярности социалистов, Миттеран в 1991 г. назначил премьер-министром женщину -- Эдит Крессон, видную деятельницу Социалистической партии. Но через полгода ее сменил другой представитель ФСП -- Пьер Береговуа, имевший репутацию опытного экономиста. Однако ни Крессон, ни Береговуа не сумели поднять престиж социалистов. И в Социалистической партии начались раздоры. Ее лидеры вступили в схватку друг с другом за пост первого секретаря. За пять лет в ФСП сменилось пять первых секретарей. Некоторые лидеры оказались замешанными в финансовых скандалах. Береговуа даже покончил с собой.
 
В 1993 году премьер-министром стал Эдуард Балладюр. Правительство Балладюра продало в частную собственность основную долю финансово-промышленных групп. В государственной собственности остались только железные дороги, метро, часть телевидения, некоторые угольные шахты.
 
Во время пребывания у власти Миттерана во Франции продолжался процесс перехода от индустриального к постиндустриальному, информационному обществу. Появились новые многочисленные небоскребы, автострады, трассы скоростных поездов, движущихся со скоростью 250-300 км в час. В 1994 г. вступил в действие построенный Англией и Францией железнодорожный тоннель под Ла-Маншем -- одно из величайших технических достижений ХХ века.
 
В соответствии с объявленной Миттераном программой "больших работ" в Париже построили новые здания в современном архитектурном стиле, где расположились оперный театр, Национальная библиотека, торговый комплекс "Форум рынка". К 200-летию Великой французской революции в квартале Дефанс воздвигли гигантскую "Арку братства". В здании бывшего вокзала на набережной Орсэ открыли огромный художественный музей. Лувр расширили и дополнили современными архитектурными сооружениями, стилизованными под египетские пирамиды.
 
Как и в других высокоразвитых странах, во Франции быстро развивались электроника, информатика и связанные с ними отрасли промышленности, тогда как ранее процветавшие металлургия, добыча каменного угля приходили в упадок. Производительность сельского хозяйства продолжала расти, но многие мелкие фермеры разорялись. Начавшийся в 60-е годы уход населения из деревни в город не останавливался.
 
Важнейшей социальной проблемой стала безработица, которая приобрела массовый и застойный характер. За годы правления Миттерана количество безработных удвоилось, достигнув небывалой ранее цифры -- 3,5 млн человек, 30% из них оставались безработными более года. Безработными оказались 12% самодеятельного населения -- в 2-3 раза больше, чем в США, ФРГ, Японии.
 
Резко обострились экологические проблемы. Постоянно увеличивавшиеся промышленные отходы загрязняли землю, воду, воздух. Жители городов страдали от постоянного шума, задыхались от выхлопных газов миллионов автомобилей.
 
Социальная структура населения, численность которого в 1995 г. превысила 58 млн человек, продолжала меняться. Наряду с быстрым сокращением численности крестьян постепенно уменьшалась численность рабочих и "старых средних слоев". Одновременно росла численность "новых средних слоев", особенно работников сферы управления и обслуживания, научных сотрудников, преподавателей, студентов. Состав рабочего класса также изменился: выросла доля квалифицированных рабочих и техников, уменьшилась доля неквалифицированных рабочих. А сельскохозяйственных рабочих совсем мало -- около 400 тысяч.
 
Все более активно вовлекались в производство женщины. В 90-е гг. 48% женщин работало на предприятиях, в магазинах, в государственных и частных учреждениях. В большинстве случаев они занимали второстепенные низкооплачиваемые должности. Закрепленный в законе принцип равной оплаты за равный труд нередко не соблюдался.
 
Социальная мобильность населения оставалась невысокой, а социальные контрасты -- глубокими. Около половины детей рабочих оставались рабочими, 32% становились служащими и лишь 1% -- владельцами собственных предприятий.